Бальтасар Грасиан "Наука благоразумия"(1647)

(Перевод Wladimiro)

2. Характер и Ум. Вот две основы добродетели. Одна без другой счастья не принесёт. Одной мудрости недостаточно – нужен ещё и характер. Но глупец не поймёт своего призвания: неправильно выберет путь в жизни, род занятий и круг друзей – и в этом его несчастье.

3. Скрывай свои замыслы. Твое деяние вызовет восхищение, если станет для всех неожиданным. Играть в открытую – глупо: ни пользы, ни удовольствия. Скрывая свои замыслы, ты заставишь всех строить догадки, особенно, если в силу своего положения находишься в центре внимания. Окружи себя тайной – всё тайное вызывает благоговение. Объясняясь, выражайся туманно, не открывай никому своих мыслей. Осмотрительное молчание – вот первая заповедь благоразумия. Откровенность не ценится, и замысел, объявленный заранее, станет мишенью для критики; в случае же неудачи будешь несчастен вдвойне. Старайся подражать божественному проведению, и пусть люди, гадают, что ты задумал.

4. Мудрость и доблесть. Вот что делает человека великим и дарует бессмертие. Человек ценен своими знаниями, ведь мудрый может всё. Невежда живёт в потёмках. Знания и сила – это как глаза и руки для человека; знания без доблести бесплодны.

5. Сделай так, чтобы в тебе нуждались. Не тот идола творит, кто его золотит, а тот, кто его боготворит. Для мудрого важнее, чтобы в нём нуждались, чем чтобы его благодарили. Предпочтешь вульгарную благодарность – и обкрадёшь благородную надежду. У надежды память лучше, чем у благодарности. Из незаменимости извлечешь большее чем любезность. Утоливший жажду отвернётся от источника, и выжатый апельсин выбросят. Станешь ненужным – утратишь уважение и расположение. Пусть первым твоим житейским правилом будет – никогда не удовлетворяй нужду в себе полностью, постоянно поддерживай её. Пусть в тебе нуждаются всегда – и даже венценосная особа. Но не переусердствуй: не навреди другим ради собственной выгоды и не молчи, когда можешь предупредить ошибку другого.

6. Совершенный человек. Совершенными не рождаются: нужно каждый день совершенствовать свою личность и становиться искусней в своём деле, пока не достигнешь наивысшего искусства и не станешь воплощённой добродетелью. Только так приобретаем мы безупречный вкус, ясность ума, зрелость суждений и чистоты помыслов. Не все достигают полного совершенства: одним чего-то не хватает, другие же медлят. Совершенный человек достоин восхищенья: он мудр в речах, в делах рассудителен, с ним стремятся иметь дело люди благоразумные.

7. Не выказывай превосходства над вышестоящими. Выказать превосходство над другими – значит вызвать неприязнь, а над особами вышестоящими – тем более: это глупо, а иногда и опасно. Чьё-либо превосходство ненавистно всем, а их превосходительствам – особенно. Но проявив предусмотрительность, несущественные преимущества можно скрыть. Например, стройность фигуры скроет бесформенная одежда. Многие легко признают недостаток удачи или кротости нрава, но недостаток ума не готов признать никто, а высокие особы – тем более. Ум – король всех достоинств, и обида ему – преступление против монарха. Суверены хотят быть выше, прежде всего, в этом самом высоко ценимом качестве. Они могут принять чью-то помощь, но не допустят, чтобы кто-то их превзошёл. Давая им совет, делай это, как бы напоминая о чём-то, а не объясняя что-то им непонятное. Учись этой деликатности у звёзд – лучезарных детей солнца: они сверкают, но никогда не осмеливаются затмить его сияния.

8. Подавляй свои страсти – это наивысшее проявление человеческой натуры. Так мы оградим себя от преходящих и низменных побуждений. Власть над собой, над своими чувствами – вот наивысшая власть. Не дай страстям овладеть тобой. Но если страсть всё же возобладает над личным, не дай ей повредить делу, тем более важному – вот достойный способ избежать неприятностей и кратчайший путь к всеобщему уважению.

10. Удача и слава. Сколь переменчива одна, столь постоянна другая. Первая ценится при жизни, удел второй – то, что после. Эта борется с завистью, та с забвением. Удача желаема и иногда ей можно поспособствовать. Славы же нужно удостоиться. Жажда славы исходит от добродетели. Слава и ранее, и сейчас свойственна великим. Она всегда сопутствует крайностям: ею наделяют и чудесное, и чудовищное, вызывающее и отвращение, и восхищение.

11. Общайся с теми, от кого можно чему-то научиться. Пусть твоё общение с друзьями будет для тебя школой, где обучение проходит за приятной беседой. Относись к друзьям как к учителям и совмещай приятное с полезным – беседу с обучением. Общение со знающими будет взаимно приятным: сказанное будет встречаться похвалой, а услышанное пойдёт на пользу. Обычно при общении мы руководствуемся личной выгодой, а здесь она явная. Поэтому благоразумный человек стремится стать завсегдатаем тех вельможных домов, в которых царит доблесть, а не тщеславие. Вельможи, известные своим благоразумием, не только являют собой великие примеры достоинств и обходительности, но и образуют при своих домах нечто вроде придворных академий изысканного благоразумия.

12. Природа и искусство, материал и творение. Прекрасное само по себе не возникнет, первозданное без обработки не станет совершенным: надо устранить изъяны и отшлифовать достоинства. Поэтому, получив от природы натуру, надо заняться ее обработкой. Даже самые одаренные без образования и на половину не раскроют своих достоинств. Некультурный человек груб и не отёсан: требуется всестороннее воспитание, чтобы приблизиться к совершенству.

14. Дело и манеры. Важно не только что ты делаешь, но и как. Даже справедливое и разумное дело, можно испортить негодными манерами. Манеры же благообразные всё скрашивают: они сгладят отказ, подсластят горькую истину и приукрасят даже старость. Во всём важно, как ты это делаешь: любезность подобна шулеру – всегда в выигрыше. Хорошие манеры делают нашу жизнь приятной и помогают ладить с другими.

19. Приступая к делу, не питай чрезмерных надежд. Когда ожидаемое восхваляется заранее, а полученный результат не соответствует ожиданиям, мы испытываем разочарование. Никогда реализованное не сравнится с задуманным, ибо воображать идеал легко, но достигнуть его трудно. Воображение вкупе с желанием всегда порождают большее, чем то, чего мы можем достичь. Как ни великолепен результат, он не удовлетворит замысел, и обманутый чрезмерными ожиданиями тот будет скорее разочарован, чем восхищён. Надежда склонна искажать истину, потому её надо сдерживать здравомыслием – пусть полученное удовольствие превзойдёт желание. Кредит надежды призван пробудить любопытство, но не сделать своим заложником цель. Лучше пусть реальность превзойдёт замысел и надежду. Но для дурных ожиданий это правило не годится – здесь преувеличение даже полезно: несбывшиеся опасения нас только обрадуют, и то, что прежде могло бы показаться ужасным, теперь будет восприниматься вполне терпимым.

26. Умей к каждому подобрать свой ключик. В этом искусство управлять чужой волей, и здесь важна не решительность, а сноровка – умение найти подход к каждому. У каждого есть пристрастия, и у всех они разные, как и вкусы. Все поклоняются идолам, но у каждого он свой: одни жаждут славы, другие во всём ищут выгоду, а большинство – удовольствий. Вся хитрость в том, чтобы узнать эти пристрастия и использовать их; знать управляющую человеком страсть – то же самое что иметь ключ от его воли. Ищи главную страсть, и не всегда это страсть высокая – чаще нечто низменное, ибо непристойных больше, чем благопристойных. Сначала расположи человека к себе, затем одурмань его речами о его пристрастии – и ты подчинишь себе его волю.

27. Предпочитай не многое, а лучшее. Совершенство – не в количестве, а в качестве. Всё самое лучшее – всегда редкость; то, чего много, ценится невысоко. Даже среди людей гиганты с виду – обычно по сути своей карлики. Некоторые оценивают книги по объёму, как будто они пишутся для упражнения рук, а не ума. Гонясь за многим, не превзойдёшь уровень посредственности. Беда людей универсальных в том, что стремясь заниматься всем, они не преуспевают ни в чём. Корифеем можно стать лишь углубившись во что-то одно, и, если это материи возвышенные, то и достичь подлинного величия.

70. Умей отказывать. Не со всем надо соглашаться, и не всем уступать. Это так же важно, как и уметь уступать, и особенно для тех, кто повелевает. Тут важно, как это делать: от одних услышать "нет" приятней, чем "да" от других. Приправленное любезностью "нет" приятнее, чем сухое "да". У многих всегда "нет" на устах и от того у них во всём сквозит раздражение. Они всегда начинают с "нет" и, даже если потом уступают, досада от этого первого "нет" всё равно остаётся. Не отказывай резко и сразу, пусть разочарование от отказа будет постепенным. Не надо также отказывать наотрез, то есть полностью лишать надежды. Пусть остаются какие-то её остатки, которые скрасят горечь отказа. А любезность пусть заменит благосклонность, и добрые слова смягчат отсутствие дел. "Да" или "нет" сказать недолго, но не спеши и прежде хорошенько подумай.

76. Шути в меру. Благоразумие проявляется в серьёзном, потому к серьёзным речам больше уважения, чем к шуткам. Того, кто всё время шутит, не считают человеком достойным. К таким, как и к лжецам, относятся с недоверием – к лжецу из-за боязни быть обманутым, а к шутнику, боясь стать предметом насмешки. Ведь никогда не знаешь, когда они говорят правду, а значит, дела с ними иметь нельзя. Всё время острить – делу вредить. Прослыв завзятым шутником, утратишь доверие людей здравомыслящих. Так что, делу время – потехе час.

90. Искусство жить долго. Для этого нужно жить достойно. Две вещи сильно укорачивают жизнь человека: глупость и порочность. Одни потеряли жизнь, потому что не умели её хранить, другие же – потому что не хотели. Как добродетель сама по себе награда, так и порок – сам по себе наказание. Кто торопится жить в пороке, тот по обеим причинам быстро сходит в могилу. Кто торопится жить в добродетели – никогда не умирает. Сила духа передаётся телу, и жизнь получается не только добродетельной, но и долгой.

114. Не ищи соперничества. Претензии и противостояние вредят доверию. Соперничество стремится очернить и опорочить. Немногие ведут борьбу честно. Соперники, позабыв приличия, вскрывают друг у друга изъяны. Многие пользовались почётом и уважением, пока не обзавелись соперниками. В пылу противоборства воскрешаются погребённые бесчестья, откапываются смрадные нечистоты – дела давно минувших дней. Соперничество начинается с обличений, в ход идёт всё, что можно, и что нельзя. И хотя часто – да почти всегда – оскорбления это не лучшее оружие, но соперничество находит в них злобное удовлетворение своей жажды мести. И та яростно стряхивает пыль забвения со старых грехов, достойных презрения. Благожелательность же всегда миролюбива, а добропорядочность благосклонна.

126. Не тот глуп, кто сглупил а тот, кто глупость свою не скрыл. Держи в тайне свои чувства, а недостатки – тем более. Все ошибаются, но благоразумные в ошибках не сознаются, а глупцы, ещё их не совершив, уже ими хвалятся. Репутация достигается скорее осмотрительностью, чем деяниями – если уж не без греха, то хотя бы не болтай лишнего. Промахи великих, как и затмения светил, у всех на виду. Даже другу не открывай свои слабости, а лучше, кабы бы это было возможно, и самому себе. Но тут кстати будет другое житейское правило – уметь забывать.

235. Умей просить. Просить у одних – нет ничего труднее, у других – ничего проще. Некоторые не умеют отказывать – с ними никакие хитрости не надобны. Другие всегда сразу говорят "нет" – к таким требуется особый подход. Но ко всем важно обратиться в нужное время – когда человек пребывает в хорошем расположении духа, насытившись пищей телесной либо духовной. И если в просителе не подозревают изощрённой хитрости, то пребывающий в благостном настроении готов свою внутреннюю благодать выказать в виде благодеяний. Но не подходи с просьбой, если только что отказали другому – повторить слово "нет" и для тебя будет не так сложно. Печальная обстановка тоже не лучшее время для просьб. Просить, заранее заручившись обещанием, – верное дело, но только, когда невозможна подлость.

284. Не навязывайся, и не будешь отвергнут. Уважай себя, если хочешь чтобы тебя уважали. Лучше будь скуп на своё общество, чем расточителен. Приходи туда, где ты желанен, и будешь встречен радушно. Не приходи, пока не позовут, уходи до того, как попросят. Тот, кто навязывается, при неудаче примет на себя всю ненависть, а при счастливом исходе благодарности не дождётся. К назойливому относятся с презрением: как он сам нагло напрашивается, так и его без церемоний выставляют вон.